МАТЕРИАЛЫ ДляЖенщин


Работа искать работу

Юлия Гудкова, карьерный консультант

Начну с основного послания:  поиск работы – это работа или проект. А значит, у нас должна быть четкая цель, ограничение по времени, ревизия ресурсов, план, промежуточные результаты и работа над ошибками. Хорошо составленное резюме, в данном случае, – инструмент для поиска работы. И он должен быть отточен.

С чего начать

Остановимся на шагах, которые я рекомендую сделать, чтобы найти работу, подходящую вам
по всем критериям:

1. Составьте четкий план поиска работы, который должен включать даты, действия и ожидаемые результаты.

2. Сформулируйте, и напишите в 1-й столбик – где и кем вы хотите работать, на какие условия вы согласны, во 2-й – где и кем  никогда не хотите работать, и условия, которые вам не подходят (например, частые командировки или работа с зарплатой в конверте).

3. Проанализируйте, какие у вас есть ресурсы:

  • материальные: сколько  вы можете продержаться без работы, сколько средств вы готовы потратить на обучение.
  • социальные: контакты, посещение бесплатных мероприятий, социальные сети.
  • интеллектуальные: это ваше образование, опыт работы и курсы повышения квалификации, их вы укажете в резюме.

4. Сделайте так, чтобы как можно больше людей знали, что вы ищете работу.

5. Ходите на  все собеседования, в том числе на те вакансии, которые вам не очень интересны (может быть, маленькая зарплата или неудобный график). На таких собеседованиях вы можете потренироваться, не боясь провала. Вы получите опыт в естественных условиях, и при этом, ошибки которые, возможно, совершите, сможете впоследствии исправить и прийти более подготовленной в ту компанию, где хотели бы работать.

6. Раз в три дня или неделю подводите итоги, что сработало, что нет. Если вы в течение
3-х месяцев не нашли работу – это не катастрофа, а промежуточный результат, который нужно проанализировать, и, возможно, изменить тактику.

Помните, каждый день у вас должны быть шаги, приближающие вас к заветному месту работы. Тренируйтесь! Актуализируйте резюме, ходите на собеседования.

Можно услышать много примеров, что кто-то ничего не делал, не искал, и работа сама нашла его.  Скорее всего, это не так. Предыдущий путь этого человека был нацелен на то, чтобы не только стать профессионалом, но и показать свои достижения, «упаковать» себя, войти в профессиональное сообщество.

Так как же правильно презентовать себя работодателю при составлении резюме?

Виды резюме

Помните то чувство, когда вам первый раз предстоит составить резюме после долгого перерыва? Ощущение чистого листа, во всех смыслах. И потом, шаг за шагом, слово за словом, на бумаге ровными буквами пишется неровная биография. «Вот здесь я проработала всего 2 месяца,
на эту компанию возлагала надежды, но ничего не вышло, а это место вспоминаю с благодарностью…». Как в таком небольшом тексте рассказать работодателю о том, что вы знаете, умеете, чтобы он понял – ему нужны именно вы.

Существуют 3 вида резюме, каждый из которых по-своему хорош:

  • хронологический
  • функциональный
  • комбинированный

Использовать тот или иной вид составления резюме нужно с учетом ваших обстоятельств.

Первый вариант резюме – хронологический, на нем останавливаться не будем. Там все просто: перечисляем места работы  с указанием должности и обязанностей по порядку.

Разберем оставшиеся два вида резюме на конкретных примерах, учитывая типичные вопросы соискателей.

Пример 1
Аня имеет опыт более 7 лет  в различных пекарнях, кондитерских. Не Анина вина, что очень часто эти бизнесы закрываются. Что мы видим из описания трудовой деятельности Ани? Работа у индивидуального предпринимателя, перерывы в трудовой деятельности, зарплата в конверте. Как подать достоинства своей трудовой биографии и «заретушировать» недостатки? Здесь подойдет вариант функционального резюме. Его достоинство – акцент на описание достижений.

Помните, все ваши достижения должны быть в цифрах и фактах. Например, «сократила расходы на….», «организовала работу проектной команды из 5 человек», «разработала предложения по». Нет цифр и фактов – нет достижений. В Анином случае, это могут быть фразы: «получила благодарность руководства/клиентов, улучшила рецептуру, была наставницей для новых пекарей, выпекла не 100 булочек в смену, а 120 и т.п.».  У Ани хорошее базовое образование по специальности (колледж), стажировка в уважаемой ресторанной сети, хорошо бы это подчеркнуть.

Что если у вас небольшой стаж, например, 2-3 года. Тогда вам также подойдет вариант функционального резюме. Мамы, не нужно стесняться, что вы после университета почти сразу ушли в декрет. Покажите, чему вы научились на стажировках, практике, в первые годы работы. Опыт есть всегда, даже если вы в студенчестве подрабатывали в кафе – это тоже опыт.

Хочу обратить внимание тех, кто имеет перерывы в работе более полугода, но не связанные с уходом за детьми. Нужно правдиво говорить работодателю о том, что произошло, но важно показать, что это время вы использовали с толком – учились, слушали вебинары, посещали какие-то развивающие группы, волонтерили. Это вызывает уважение.

Пример 2
Ирина имеет хорошее образование по специальности, переподготовку, яркий старт карьеры. Она ландшафтный дизайнер с прекрасным портфолио. Последние годы Ирина сидела с детьми дома, изредка выполняя заказы. Немного выпала из профессионального сообщества, отучилась работать на крупных клиентов. Сейчас она в разводе и ищет стабильный заработок. В этом случае хорошо подойдет вариант комбинированного резюме.

Что с чем комбинируется в данном случае? Хронология и функционал. Учитывая, что у женщины есть достижения, она может назвать клиентов, показать результаты – это ее вариант. При том,  что у нее есть записи в хронологическом порядке о работе в крупных компаниях, а декрет – уважительная причина для перерыва в работе. Это время она использовала для подработок и совершенствования в профессии.

Обычно я «клещами» вытаскиваю из людей их достижения. Приходится покопаться в памяти, заставить поверить в то, что человек хороший специалист. «Ну что я… сидела пятым бухгалтером в шестом ряду…». А проанализируешь свою работу – есть результаты.

Как составить резюме

Часто слышу, зачем писать резюме, если есть готовые шаблоны на порталах? Но формы заполняют люди. Что внесете в шаблон, то и получите. При составлении резюме руководствуйтесь следующими принципами.

1. Помните, работодатель ждет человека, который поможет решить его проблемы.
Не «звезду», не мастера на все руки, не человека с множеством сертификатов – он ждет специалиста. Внимательно прочитайте описание и требования к вакансии. Составляйте резюме исходя из того, чем вы можете быть полезны компании. Человек, который будет его просматривать, должен понять – вот он, наш сотрудник. В крупных компаниях и сервисах по поиску сотрудников резюме сканирует специальная программа, сортируя их в зависимости от наличия упоминания определенных слов, опыта и достижений. Поэтому, при составлении резюме отвечайте на запросы, которые есть в объявлении. Каждый работодатель сегодня вкладывает свое понимание в описание должности, обязанностей и  ожидаемых результатов.

2. Сформулируйте, какую проблему работодателя вы можете решить, чем можете быть полезными. Что из вашего профессионального, личного опыта убедит его, что именно вы можете  решить его проблему. Например, ему нужен не просто бухгалтер, а бухгалтер, который будет проводить   инвентаризацию. В резюме сделайте акцент на этой компетенции, опишите опыт работы в этой области.

3. Обратите внимание на записи в трудовой книжке, договоры ГПХ, благодарственные письма, отзывы клиентов и портфолио. Эти документы –  важное доказательство вашего опыта и профессионализма. Скорее всего, что-то из перечисленного у вас есть, и это стоит приложить или отметить в резюме.

4. Расскажите о своих увлечениях в соответствующем разделе. Какие увлечения показывать, а какие нет? Предположим, вы зашли на сайт компании и видите, что они проводят спортивные корпоративные мероприятия, а вы увлекаетесь фитнесом. Обязательно укажите это в резюме. В компании поддерживают экологические программы – расскажите, что участвуете в экосубботниках, сортируете мусор и т.п. Нужно ли бухгалтеру рассказывать, что он знатный цветовод? Скорее нет. Спросят на собеседовании – ответите.

5. Подготовьте список рекомендателей. Заблуждение, что это обязательно должен быть начальник. Подойдет любой человек, с кем вы работали. Только не забудьте его предупредить.

6. Не пишите, пожалуйста, что вы стрессоустойчивый, коммуникабельный и легко обучаемый специалист. Лучше укажите качества, которые выделят вас от остальных соискателей.

В завершении поделюсь упражнением, которое рекомендую сделать всем при подготовке резюме.

Этап 1. Проанализируйте 20-30 объявлений о работе по желаемой специальности и выпишите в  столбик чаще всего употребляемые слова. Это те ключевые слова, которые вы должны использовать в своем объявлении (именно их будет считывать алгоритм, если работодатель его использует). Например, при рассмотрении вакансии офис-менеджера используются слова: делопроизводство, посетитель, документы.

Этап 2. В первый столбик выпишите все требования к образованию, опыту, знаниям. Во второй – что-то уникальное, относящее к той специфике работы, которую вы предпочитаете. Третий столбик – это чек-лист, ответ на вопрос: «Соответствую ли я требованиям, или стоит что-то еще освоить?».

После выполнения данного упражнения у вас будет готовая схема ваших интеллектуальных ресурсов и ближайший план их наращивания – ведь нет предела совершенству. Предлагаю задуматься над актуализацией своего резюме уже сейчас, даже если вы активно не ищите работу. Написание резюме – это хороший путь проверки на соответствие себя рынку труда, определения сфер развития и обучения. И повышения самооценки.